Главная » Статьи » Статьи

Начальник ГИМС: "Воды не надо бояться, ее надо просто уважать"






Для кого-то лето — сезон отпусков, для кого-то, напротив, — самая горячая пора, и госинспекция по маломерным судам совершенно определенно относится ко второй категории. Начальник отдела ГИМС при облМЧС Юрий Шулика рассказал нашему агентству о насущном и актуальном — о пляжах и соляриях, судостроительстве и законодательстве, о яхтах и катерах - и даже о комарах, благо пришлось к слову. Зимние темы, впрочем, вниманием тоже не были обойдены.

Юрий Николаевич, обозначьте наиболее актуальные сегодня для нашей области проблемы, находящиеся в компетенции ГИМС.

В этом году, помимо надзора и контроля деятельности малых судов в акватории Волги и судоходных малых рек, у нас прибавилось функций: пришлось вплотную заняться обязанностями, которые раньше исполнял ВОСВОД — спасением на водах, профилактикой несчастных случаев на воде, просвещением населения. Дело в том, что ВОСВОД-то был общественной организацией, которая финансировалась за счет взносов. Страна большая, две копейки с гражданина — итог выходил вполне впечатляющий, поэтому организация была достаточно обеспеченной и оснащенной. Со сменой общественного строя она закономерно развалилась, попытки в каком-то виде ее возродить пока результатов не принесли, в итоге сегодня очень здорово упала культура поведения на воде. А ведь воду не надо бояться, ее надо просто уважать.

Получается, наиболее заметным падение культуры поведения на воде должно быть у молодого поколения?

Скорее, в возрастной категории от 20 до 40 лет. Со школьниками гораздо проще: они прекрасно впитывают информацию, если ее должным образом подать. Приход в класс нового человека, настоящего инспектора в форме, пусть даже на 10-15 мин., проведение беседы, основанной на фактах, с показом слайдов, дает гораздо больше, чем школьные уроки ОБЖ, которые, чего уж тут скрывать, порой откровенно неинтересны. Летом мы проводим занятия с ребятами в лагерях — от них еще больше пользы, потому что на природе, у воды есть возможность "размочить" сухую теорию. И мы детей так настраиваем: вы присматривайте за родителями, если что, говорите им: а вот нам в лагере рассказывали, что так делать нельзя. Может быть, таким путем, через детей, дойдет и до взрослых.

С какими службами вам приходится взаимодействовать ?

С другими подразделениями МЧС — со спасателями, с пожарными. Вот, например, после прошлого лета с его пожарами закупили самолеты-амфибии для тушения возгораний с воздуха - на нас возложили обследование водоемов, пригодных для забора воды. Сопровождаем рыбохрану и полицию в их рейдах — правда, с оглядкой: браконьеры часто вооружены, на островах живут и скрываются порой совершенно асоциальные элементы, а у нас из оружия и защиты — только куртка форменная и жетон. С ГИБДД приходится взаимодействовать, в основном, когда дело касается любителей на зимней рыбалке подъехать на машине поближе к лунке. Два года назад стали штрафовать таких граждан на 2,5 тыс., и это многих отрезвило — но отдельные экстремалы остаются всегда.
Взаимодействуем с отделами ГО и ЧС райадминистраций — кстати, хочу отметить, что ни с кем не было проблем с взаимопониманием. Были — с исполнением рекомендаций. Вот промышленный сток "Саратовмелиоводхоза" в Балакове, так называемая в народе "бурлилка" — ежегодно в нем 5-7 человек тонет. Давно уже бьюсь, чтобы пусть не прекратить его деятельность, но хотя бы как-то минимизировать опасность, сделать его недоступным для детворы. В прошлом году мальчик 11 лет пошел купаться, а в этот момент стали без предупреждения спускать воду — и нет мальчика. Есть же вещи несоизмеримые — такие, как смерть детей и установка каких-то 300 м парапета...

ГИМС — подразделение МЧС. Часто ли инспекторам приходится действовать в режиме чрезвычайной ситуации?

Только в этом году инспектора ГИМС спасли 35 человек, которые были буквально на грани жизни и смерти. Например, весной в Пугачевском районе через переправу в ледоход двоих больных перевезли — правда, катер угробили, но зато две жизни спасли. В том году выручали мужчину, который на острове собирал грибы и заблудился, и на него напали комары. Семью из трех человек примерно тогда же спасали — опять же от комаров. Людям угрожала реальная опасность: эти маленькие насекомые, когда их много, в буквальном смысле всю кровь у человека способны выпить.
Паводок, намерзание и таяние льдов, открытие лагерей, пляжный сезон — все это для ГИМС горячие периоды. Штатов не всегда хватает, ребятам порой в выходные приходится работать. Впрочем, сложнее всего не обилие работы как таковой, а территориальный вопрос: например, ровенская патрульная группа — два человека на пять муниципальных районов, расстояния там до 260 км, а транспорта — никакого, кроме личного. Балашовская группа — три человека и тоже пять районов. Делают все, что могут, но в рамках возможностей.

Сколько судов сегодня стоит на учете в инспекции? Среди них больше частных или приписанных к предприятиям? Есть ли какие-то выдающиеся – названиями, конфигурацией, ценой?

По последним данным, на учете в ГИМС стоит 32 867 судов - в основном частные, юридическим лицам принадлежат только процентов пять из них. Какие-то особенности и названия без согласования с владельцами освещать не станем, но в целом надо отметить, что у нас в Саратове очень широко развито строительство маломерного флота. Есть великолепные мастера, способные сделать не хуже, чем за границей, а то и лучше. То есть при наличии у человека средств и определенных желаний можно эти желания воплотить, буквально не выезжая из города. Всякое делают — даже суда на колесном ходу, как во времена Марка Твена по Миссисипи плавали. Есть прогулочные суда, способные из Саратова доехать до самого Черного моря. И даже до Средиземного.

Резиновые лодки на воде можно сравнить со скутерами на дорогах: они есть, участвуют в движении, но при этом никому не подотчетны. Есть ли какие-то подвижки или хотя бы инициативы в решении этой проблемы?

28 мая вступил в силу 36-ФЗ, вводящий новое понятие маломерного судна — длиной до 20 м, предназначенное для перевозки максимум 12-ти чел. на борту и, что важно, не являющееся инструментом коммерческой деятельности. Под это определение, а следовательно, и под надзор инспекторов ГИМС, подпадают абсолютно все суда, которые не дотягивают до категории прогулочных, включая даже одноместные резиновые лодки, и при нарушении правил поведения на водах их хозяева теперь понесут полную административную ответственность, к которой ранее могли быть привлечены только владельцы зарегистрированных судов. Что до регистрации, то по новому закону она обязательна для судов массой более 200 кг с двигателем мощностью до 8 кВт. Все, что ниже по этим показателям, не регистрируется, но тем не освобождается от ответственности. Так же, как пешеход на суше — права ему не выдаются, регистрации в ГИБДД у него нет, но оштрафован он в случае чего может быть.

Как эти нововведения скажутся на вашей работе?
Нельзя сказать, чтобы они сильно упростили нам жизнь. Пожалуй, закон еще нуждается в некоторой корректировке действительностью. Например, как определить, весит ли судно больше 200 кг? Инспектору предлагается каждую лодку взвешивать? Поперек реки поставить портал весового контроля? Почему за ориентир был принят именно этот параметр, не являющийся ключевым и не оказывающий существенного влияния на мореходные качества? Этак можно на 96-килограммовое шестиместное пластиковое судно, избежав регистрации, навесить 11-сильный мотор и развить на нем скорость до 30 км/ч — ну и получится форменное орудие самоубийства...
Вообще, очень важно, чтобы человек понимал, что его штрафуют и ограничивают не себе во благо, а ему же. Что вода — это другая, непривычная стихия, которая требует осторожного и уважительного отношения. Поэтому к дедушке, который раз в году собрался на рыбалку и где-то какие-то правила позабыл, и к компании нетрезвых молодых людей на перегруженном катере подход будет разный.

Есть ли на воде понятие незаконной парковки? Например, может ли катер в случае необходимости пристать на набережной? И как обстоят дела с парковками и стоянками законными?

Швартоваться, по сути, разрешено везде, где не запрещено — то есть, кроме как в районе пассажирского и речного портов, а также пляжей. Само собой, не разрешается бросать якорь на фарватере. Был, помню, случай, когда муж с женой на судовом ходу рыбу ловили — естественно, у мужа в голове исключительно двухметровый сом, которого он вот-вот поймает, а для соображений безопасности в ней места уже не остается. Инспектора подплыли - он: "Да вы что себе позволяете, да я бывший полковник юстиции..." Теплоходу, который на тебя идет, ты тоже будешь говорить, что ты полковник юстиции? В итоге с полковником юстиции жена разбиралась — до нее быстрее дошло, что это не инспектора вредные, а на фарватере действительно сидеть опасно.
А вот спорная зона, например, достославный Затон — формально это солярий, то есть закон парковку не запрещает, - но фактически там купаются люди, потому что это же невозможно — жариться на солнце и не окунуться. Всегда говорил, что гораздо лучше было бы сделать там автопарковку и переправу на городской пляж...
В случае же необходимости - например, при аварии или поломке судна, - в действие вступают уже другие нормы, которые велят безоговорочно помочь терпящему бедствие.
Что до законных парковок - у нас по области 153 базы-стоянки для катеров и лодок, но все они расположены за чертой Саратова. Очень жаль, что это так, потому что хорошая база-стоянка с красивыми судами своим эффектным видом только украсила бы город, а то и стала его лицом.

Перейдем к пляжной теме. Каковы сегодня требования к участку берега и акватории, чтобы его можно было использовать как пляж? Какие мероприятия для этого необходимо провести?

Требований к участку, который претендует на звание пляжа – 6 страниц из 26-ти, составляющих объем приложения к тематическому постановлению областного правительства. Там и расположение участка прописано, и размеры, и оборудование, и соседства — возможные и невозможные, и вообще буквально все, до мелочей. Все перечислять — у вас на сайте места не хватит.

Не является ли наличие на берегу огороженного частного пляжа нарушением права граждан на свободный доступ к воде?

У нас в области пляжей всего 103, и только 11 из них — муниципальные. Из прочих 24 относятся к детским лагерям, еще какая-то часть — к турбазам, некоторые функционируют сами по себе, как развлекательные объекты. Нарушения как такового, как правило, не происходит, потому что по соседству с огороженным платным пляжем обычно имеется бесплатный. Гражданин имеет право выбора — либо получить какие-то дополнительные блага: облагороженную территорию, кабинки для переодевания, какие-то аттракционы, зонтики, шезлонги - либо на них сэкономить. Безопасными можно назвать как платные пляжи, так и бесплатные - за последние 5 лет люди тонули только в местах, где купаться запрещено, причем около 80% утонувших были нетрезвы.

Отдельный вопрос — культура содержания водоемов...

И весьма острый. Кое-где по области на весь район приходится один замусоренный пруд, на который администрация не обращает никакого внимания. Но вот в Балашове как-то обратная ситуация была — пляж по всем статьям подготовили к сезону, а Роспотребнадзор купаться не разрешил по каким-то санитарным соображениям. И вот картина: лето, жара, вода, буйки, песочек чистый насыпан — и стоят щиты с надписью «купаться запрещено». И даже без указания причин — а это же какой получается удар по авторитету запрещающих знаков. Если написано, что нельзя купаться, потому что вода еще холодная, или потому что водовороты — другое дело, а так - человеку раз запрети что-то без объяснений, другой раз — на третий он уже рукой махнет и по-своему сделает и, может быть, пострадает из-за этого, если еще жив останется.

Есть ли в Саратове какие-то относительно безопасные пляжи? Где гражданам особенно не рекомендуется купаться?

Городской пляж — хорошее место именно для купания, но, по моему мнению, его инфраструктура явно нуждается в развитии. Туда очень неудобно добираться, там нечем занять детей, практически нечего поесть и выпить — если что и есть, то продается по заоблачным ценам. Граждане с личным транспортом поэтому чаще стараются выехать куда-нибудь в сторону Пристанного, чтобы там отдохнуть с комфортом.
Или вот тот же Затон - почему там купаться нельзя? Место-то хорошее, доступное, удобное для горожан - но там сильное течение и резкое изменение глубины. И изменить ситуацию здесь можно только с большими затратами — например, если метров на 300 выше по течению сделать дамбу, чтобы река, слегка изменив направление, сама намыла здесь пологое дно. Более благоприятные для купания места находятся выше Затона — там есть несколько неплохих турбазных пляжей со свободным доступом посетителей.

Тонули ли уже люди в этом году – на зимней рыбалке, в проруби, в местах, не предназначенных для купания?

В этом году с января утонуло, к сожалению, на 4 чел. больше, чем в прошлом — 11, в том числе — трое детей. Дети вообще особенно глупо и обидно погибают — как правило, по недосмотру взрослых, зачастую даже на помощь позвать не успевают...

Занимаетесь ли вы базами отдыха? Сколько их сегодня насчитывается в области и сколько из них реально готовы обеспечивать комфортный и безопасный отдых граждан? Что входит в понятия комфорта и безопасности в этом случае?

Мы занимаемся только пляжами, расположенными на базах отдыха. В этом году, кстати, два из них — на турбазах "Город" и "Волжанка" - переводятся в статус солярия. Я считаю, их владельцы, избежав части забот по сертификации пляжей, много на этом потеряют — позагорать, в конце концов, можно и дома на балконе, а специально за этим ехать к воде никто не станет. В итоге предприниматели просто будут закрывать глаза на то, что отдыхающие у них все равно купаются — а значит, фактически подвергать их опасности, перекладывать спасение утопающих на самих утопающих. Полез в воду — в случае чего сам виноват.

Какие плавсредства наиболее популярны у браконьеров?

Да на чем только не плавают и с чего только не ловят. Вплоть до траулера.

Случалось ли, что, запутавшись в брошенных сетях, гибли люди?

В Ртищеве в одном и том же пруду двое рыбаков так утонули, причем запутались в своих же сетях. Впрочем, обычно браконьеры и сами сети не ставят там, где люди купаются. Была и еще одна смерть, косвенно связанная с сетями - два года назад в Духовницком районе один гражданин утонул, проверяя сети зимой в акваланге.

Являетесь ли вы сами владельцем маломерного судна? Если да, то, вероятно, это судно является эталонно оформленным и эксплуатируемым?

Нет, не являюсь. Может быть, и приобрел бы, но что толку судну простаивать на приколе — а у меня ведь времени на него не будет. Так что - хватает служебных катеров и патрулирования.


Источник http://news.sarbc.ru/main/2012/06/06/123091.html







Спасибо за то, что вы посетили наш сайт Рыбацкий привал г. Ртищево и прочитали статью "Начальник ГИМС: "Воды не надо бояться, ее надо просто уважать"". Надеемся, что она вам понравилась и вы в будущем будете продолжать заходить на наш сайт. На сайте Рыбацкий привал г. Ртищево расположено множество интересной информации находящейся в разных категориях. Статья "Начальник ГИМС: "Воды не надо бояться, ее надо просто уважать"", которую вы читали, находится в разделе "Каталог статей" ,в категории "Статьи".
Если вам понравилась статья "Начальник ГИМС: "Воды не надо бояться, ее надо просто уважать"" то возможно вы захотите ее посоветовать другу

Категория: Статьи | Добавлено: (18.06.2012)
Просмотров: 4398 | Рейтинг: 0.0/0

Рыбацкий
     привал
.ru

-Ртищево-
-Саратовская обл-
[Мобильная версия сайта]


Приветствую Вас Гость

Регистрация | Вход | RSS



Новое на сайте
 
Способ ловли который вы используете
(Возможен выбор нескольких ответов)
Всего ответов: 2551
Спонсор
Здесь фото браконьеров и их снастей.

ПОЗОР НАЦИИ !
Если вы застали браконьера и сфотографировали, то присылайте нам.
Страна должна знать своих "героев"
Прогноз клева



Друзья


Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Проверка тИЦ и PR